Дополнительные образовательные программы

Карточка дополнительной образовательной программы

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Подвид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Название программы

Краевед-исследователь

Направленность программы

Туристско-краеведческая

Уровень сложности освоения содержания программы

Базовый

Срок реализации

3 года

Возраст учащихся

12-16 лет

Количество часов

 216 часов в год

Продолжительность учебного года

36 недель

Аннотация

В процессе реализации данной программы дети в общедоступной форме получают знания об истории своей страны и месте проживания, историко-культурном наследии, природных богатствах, традициях и обычаях. Стартовый уровень программы так же помогает углубить знания учащихся об окружающем их мире путем посещения различных музеев и других экскурсионных объектов.
К обучению по программе принимаются все обучающиеся без предъявления каких-либо специальных требований к обучающимся. При поступлении в объединение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка — инвалида прописывается индивидуальный образовательный маршрут.
Программа составлена на основе учебной программы Шильниковой Е.В. «Моя малая Родина: Программа по краеведению для младших школьников», материалов Информационно-методического журнала «Внешкольник», Методического сборника Костевой И.А. «Воспитание-98». Выпуск 1. Памятки для педагогов дополнительного образования», учебно-методического пособия Ш. Амонашвили.
Новизна программы заключается в интегрированном процессе обучения, включающем в себя как комплекс знаний, умений и навыков, дополняющих основную школьную программу, так и определенную краеведческую информацию о городском округе Мытищи и Московской области, а также сопровождающей этот процесс экскурсионной составляющей, ориентированной на закрепление и углубление полученных знаний.
Актуальность программы обосновывается необходимостью начала процесса серьезного знакомства человека с родным краем с детских лет, с самого простого способа — познания личности самого ребенка и жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Чтобы учащиеся стали носителями, хранителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо знакомить их с традициями, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Эта программа в любом возрасте приводит ребенка к осознанию своей причастности к истории и культуре своей страны в понятных и доступных для него формах.
Педагогическая целесообразность программы заключается в разностороннем раскрытии индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа построена на принципе «от простого к сложному». Навыки краеведческой деятельности даются в каждом разделе программы и практические умения, приобретенные обучающимися на предыдущих занятиях, всегда используются на последующих с постепенным усложнением задачи.
Цель программы:

Формирование начальных краеведческих навыков для дальнейшего их применения в процессе гражданско-патриотического воспитания.

Текст программы в виде электронного документа

35