Дополнительные образовательные программы

Карточка дополнительной образовательной программы

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Подвид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Название программы

Начальные навыки краеведения

Направленность программы

Естественнонаучная

Уровень сложности освоения содержания программы

Стартовый

Срок реализации

1 год

Возраст учащихся

11-13 лет

Количество часов

144 час.

Продолжительность учебного года

36 недель

Аннотация

В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма. Краеведение всегда несёт в себе любовь к родному краю — малой Родине, — содействует процессу упрочения общества. Краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было ещё и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в разностороннем раскрытии индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа построена на принципе «от простого к сложному». Навыки краеведческой деятельности даются в каждом разделе программы и практические умения, приобретенные обучающимися на предыдущих занятиях, всегда используются на последующих с постепенным усложнением задачи.
Введение в исследовательскую и проектную деятельность целесообразнее всего осуществлять в младшем школьном возрасте, ввиду возрастных особенностей детей, это связано с тем, что ребенок активно познает окружающий мир, формирует представления о явлениях окружающей природы. Его деятельность более практико-ориентирована, в плане проведения исследований, чем у детей подросткового и юношеского возраста.
Новизна программы заключается в том, что средствами дополнительного образования расширяются образовательные возможности средних общеобразовательных учреждений в области гуманитарных наук и развития ребенка. Программа дополняет и расширяет содержание общеобразовательной программы начального среднего образования реализуемой в школе путем сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования и направлена, как на достижение собственных программных целей, так и требований ФГОС.
Программа имеет комплексное краеведческое содержание, направленное на всестороннее познание окружающего ребенка пространства, истории, культуры родного края. Предметная область краеведения в основном касается городского округа Мытищи и расширена в ознакомительном плане содержанием о Московской области и городе Москва, который соседствует с городским округом Мытищи.
Цель программы:
Освоение учащимися начальных знаний о краеведении, географии, истории, культуре и экологии городского округа Мытищи, Московского региона и приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности.

Текст программы в виде электронного документа

36