Дополнительные образовательные программы

Карточка дополнительной образовательной программы

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Подвид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Название программы

Юные экскурсоводы

Направленность программы

Туристско-краеведческая

Уровень сложности освоения содержания программы

Базовый

Форма реализации программы

Сетевая

Срок реализации

3 года

Возраст учащихся

11-17 лет

Количество часов

648 часов (по 216 часов в год)

Продолжительность учебного года

36 недель

Аннотация

Туристическая деятельность во всех её формах является замечательным средством познания и досуга. Это делает туризм привлекательным и полезным. Познавательную составляющую его обеспечивает экскурсионное наполнение туристического маршрута. В современную информационную эпоху экскурсионная составляющая, как носитель информации, становится всё более значимой. Добротное экскурсионное сопровождение востребуется там, где раньше обходились и без него, особенно в совместных маршрутах взрослых с детьми. Это повышает требования и меняет функции экскурсий, делает необходимым создание новых экскурсионных продуктов. В настоящее время в России оживляется внутренний и въездной туризм. А в то же время по данным ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и тур-менеджеров из московских экскурсоводов составить технологическую карту экскурсии могут далеко не все. Поэтому потребность в грамотных кадрах на лицо. В этом смысле на заключительных этапах программа может рассматриваться как предпрофессиональная и заинтересовать старших школьников в плане выбора сферы трудовой деятельности. Это делает программу актуальной.
Умение грамотно и красиво говорить нужно любому человеку в очень разных сферах жизни. Ведущей целью современного образовательно-воспитательного процесса определено формирование конкурентно способной личности. Важно, чтобы дети ощущали, что сила этой конкуренции не в агрессивности и стремлении подавить, а в адекватном и востребованном предложении своей полезности обществу и отдельным его членам. Людям с древности известно, что чёткость мысли и осознанности напрямую связано с развитием речи. Развивая способность к осознанному построению речи, дети получают хорошую базу для продвижения во всех областях общения и деятельности. Освоенные в этой программе знания и умения позволят детям делиться с людьми своими знаниями, мироощущениями, тем самым поднимать и себя и их в развитии, не стесняться, а хотеть и уметь. На занятиях дети приучаются занимать активную жизненную позицию созидателей.
Деятельность экскурсовода может быть замечательной базой для такого знакомства, т.к. без знания правил общения экскурсовод не может быть квалифицированным специалистом в своём деле. Эти знания законов общения и навыки их применения станут полезным приобретением в любых сферах жизни. И это делает программу педагогически целесообразной.
Многие образовательные программы имеют цель развития речи, многие применяют экскурсионный метод. Он известен давно и используется достаточно широко. Но обычно в нём детям отводиться роль потребителя информации. В нашей программе этот метод поворачивается в иную сторону, что составляет новое отличное от других программ содержание. Дети становятся носителями, интерпретаторами и подателями информации. Работа строится по алгоритму «найди, узнай, передай другому». Работая изначально на отдачу, дети имеют замечательную платформу и для познавательных процессов, и для нравственных ориентиров. Лучший способ понять что-либо – это объяснить. Потребность объяснить порождает массу вопросов и существенно повышает мотивацию познавательного процесса детей.
Поскольку экскурсии могут затрагивать разносторонний исторический и современный, гуманитарный, технический или натуралистический материал, то и детям в этой программе создаётся возможность применить уже имеющиеся знания в области всех школьных предметов и существенно углубить их. Кросс предметный характер программы синтезирует знания и умения детей.
Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает освоение достаточно широкого объёма дополнительной информации, но защищена от перегрузки детей, так как настроена на постоянное практическое применение любой порции поэтапно полученных новых знаний и навыков в рамках личных ученических проектов. Особенностью программы можно считать то, что она направлена не на накопление новых знаний, а на применение и уже имеющихся и вновь искомых знаний. Даже в 3-4 классе дети имеют, что рассказать. Но редко умеют, как это сделать. Проектная деятельность является основополагающей для освоения данной программы, без чего теряется её основной смысл. Создавая неизбежные экскурсионные проекты, дети получают возможность быть участниками олимпиад, конкурсов, конференций разного уровня, особенно краеведческого направления. Каждый обучаемый и преподаватель волен определить широту и уровень своего участия. Углубляя уровень работы над проектом по желанию можно продлить его до исследовательской работы. И педагогам стоит ориентировать наиболее успевающих учеников на этот уровень, но не обязывать к нему.
Цель программы заключается в овладении умениями и компетенциями профессиональной деятельности гида-экскурсовода.

Текст программы в виде электронного документа

11