Дополнительные образовательные программы

Карточка дополнительной образовательной программы

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная программа

Подвид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Название программы

Логоритмика

Направленность программы

Социально-педагогическая

Уровень сложности освоения содержания программы

Стартовый

Срок реализации

1 год

Возраст учащихся

5-7 лет

Количество часов

108 час.

Продолжительность учебного года

36 недель

Аннотация

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге для адаптации человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Программа востребована в городском округе Мытищи для детей старшего дошкольного возраста, позволяет им развивать правильное звукопроизношение, имеющее огромное значение в последующей жизни. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное развитие произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Эта программа помогает найти наиболее эффективные методы формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, подготавливая их к дальнейшей успешной учебе в школе.
Педагогическая целесообразность заключается в разностороннем положительном влиянии логоритмики на развитие ребенка: в результате занятий происходит уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Программа разработана с учетом современных образовательных принципов таких как — постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для учащихся; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания. Тематическая направленность и организационная вариативность программы, использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного обучения,) способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в процессе их развития.
Программа разработана на основе учебной программы Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми», Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Кроме того, в процессе реализации программа ежегодно обновляется с учетом развития педагогической мысли, технологий и исследований в области развития ребенка. В программе учтены пожелания родителей, особенности социальной среды, влияющей на развитие ребенка в городском округе Мытищи.
В данной программе используются современный подход к процессу фонетического закрепления звуков в определенной последовательности.
В настоящее время нами ведется работа над систематизацией процесса обучения, осуществляется поиск наиболее эффективных игр и заданий, которые учащийся мог бы использовать самостоятельно и по собственной инициативе в быту.
Цель программы;
Разностороннее развитие ребенка средствами логопедической ритмики.

Текст программы в виде электронного документа

47