Карточка дополнительной образовательной программы
Вид программы |
Дополнительная общеобразовательная программа |
Подвид программы |
Дополнительная общеразвивающая программа |
Название программы |
|
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
Уровень сложности освоения содержания программы |
Стартовый |
Срок реализации |
1 год |
Возраст учащихся |
5-7 лет |
Количество часов |
108 час. |
Продолжительность учебного года |
36 недель |
Аннотация
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование. В настоящее время родители детей дошкольного возраста уделяют большее внимание таким видам художественного творчества, как изобразительное и музыкальное. Зачастую, они воспринимают речь ребенка, исключительно как средство коммуникации, не замечая, что их ребенок фантазирует, создает не сложные рассказы или сказки. Такое отношение к литературному творчеству ребенка связано с рядом стереотипов и в первую очередь с умением писать или записывать свои мысли.
В ходе реализации данной программы мы предлагаем ребенку сначала ознакомиться с различными образцами народного творчества, а затем дать возможность творить собственные литературные произведения, используя теорию решения изобретательских задач для разработки оригинальных сюжетов. Отсутствие навыков письма у детей не является проблемой для создания небольших литературных произведений. В ходе занятий, педагог может записывать рассказы детей или использовать диктофон. Детские литературные произведения могут быть как коллективные, так и индивидуальные. Полученные навыки литературного творчество несомненно повлияют на ряд важнейших качеств и навыков ребенка, необходимых ему в дальнейшей жизни.
Литературное творчество — один из наиболее доступных видов творчества, когда от обычного словотворчества ребёнок переходит к сочинению небольших сказок или рассказов. Литература способствует развитию фантазии, воображения, требует творческой активности личности, учит видеть, как прекрасное, так и безобразное в человеке, в окружающем мире, способствует формированию желания изменить к лучшему. В процессе реализации программы организуется целенаправленный процесс, ориентированный на воспитание основных социальных качеств ребенка в рамках культурного наследия, развития разнообразных представлений об окружающем мире и личных навыков.
Период старшего дошкольного возраста призван обеспечить переход ребёнка от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность требует от ребёнка сформированности не только необходимых умений и навыков, но и личностных качеств. Требует перехода от наглядно-образного к вербально логическому мышлению. Программа «У Лукоморья» обеспечивает плавный переход от одного вида мышления к другому, используя уже имеющиеся знания и опыт ребёнка, для создания нового, путём усвоения системы приёмов, которыми характеризуется сильное творческое мышление.
В отличии от известных нам программ литературного творчества для детей старшего дошкольного возраста, в настоящей программе используется процесс изучения произведений народного литературного творчества, как определенный фундамент для создания детьми собственных литературных произведений. В ходе творческого процесса по созданию сюжетов будущих произведений детям предлагается ознакомиться и применять в процессе построения сюжетной линии методы теории Решения изобретательских задач. Применение теории Решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера обусловлено тем, что по мере развития и совершенствования самой теории, обнаружилось, что предложенные методы и приёмы с успехом могут использоваться и в других областях деятельности человека, таких как культура, искусство, литература, а исследования М. Н. Шустермана показали, что дети от 4 до 10 лет успешно овладевают приёмами творческого мышления.
Цель программы:
Развитие творческих способностей ребенка в области литературного творчества.
Текст программы в виде электронного документа
48